Изображение

Это полотно кисти Ильи Репина преследует прямо-таки злой рок. Однако критика этого творения выше всяких похвал — картина признана самым оптимистичным и самым веселым произведением русской живописи, ведь на ней изображен столько улыбок и смеющихся казаков. Однако смех картинный обернулся смехом сумасшествия. Почти всех позировавших художнику настигла тяжелая судьба: киевский голова Михаил Драгомиров, позировавший в образе кошевого атамана Сирко, стал пьяницей и семейным тираном. После ссоры с ним, двое его сыновей покончили жизнь самоубийством, а единственная дочь сошла с ума.


Писарь, изображенный на картине — это историк Дмитрий Яворницкий. Впоследствии он стал врагом для власти и отправлен в ссылку. Ученый и меценат Василий Тарновский, представленный на картине Репина как казак с оселедцем, стал банкротом и умер в нищете. Видя столь страшные перемены в жизни позировавших ему людей, художник убрал с картины фигуру маленького казака — собственного сына.

Изображение

В образе писаря запечатлён главный вдохновитель и консультант художника Дмитрий Иванович Яворницкий. Для того чтобы заставить улыбнуться бывшего в мрачном настроении Яворницкого, Репину пришлось показать ему журнал с карикатурами.

Изображение

Один из центральных персонажей картины кошевой атаман Иван Дмитриевич Серко был написан с командующего Киевским военным округом генерала Михаила Ивановича Драгомирова.

Изображение

Для мрачного казака с сумеречным взглядом позировал коллекционер и меценат Василий Тарновский-младший. В 1880 году Репин в имении у Тарновского рисовал казачью амуницию, а заодно сделал эскиз и самого хозяина имения.

Изображение

В образе казака Голоты изображен кучер Василия Тарновского Никишка. Художник, будучи восхищен его щербатостью, одноглазостью, нетрезвостью и смешливостью, успел зарисовать его, когда они вместе с Тарновским переправлялись через Днепр на пароме.

Изображение

Полуголый казак-картежник — это педагог народной школы Константин Дмитриевич Белоновский. По другой версии — это драматург Марк Лукич Кропивницкий. Художник изобразил любителя азартных игр полуобнажённым в связи с тем, что в Сечи при серьезной игре казаки снимали рубашки, чтобы нельзя было спрятать карты за пазуху и в рукава.

У Ильфа и Петрова в романе «Двенадцать стульев» в качестве одного из возможных планов Остапа Бендера упоминается «распространение ещё не написанной, но гениально задуманной картины „Большевики пишут письмо Чемберлену“, по популярной картине художника Репина: „Запорожцы пишут письмо турецкому султану“». В реальности существовала карикатура в журнале «Красный перец» № 6 за 1923 год, стр. 7, изображавшая лидеров СССР в позах, аналогичных репинским казакам и писавших письмо лорду Керзону.

 

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s